Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

БРИГАНТИНА

Международное движение конкурсов

для детей и педагогов

Наш e-mail: brigantina-konkurs@mail.ru

 

Наш адрес:

119 619  г. Москва

ул. Ватутина, 18

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

Нуриева Ирина Валентиновна


СОПУТСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНЫМ РЕЧЕВЫМ
РАЗВИТИЕМ.
Работа представлена студентом второго курса университета АНО ВО
"НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Нуриева Ирина Валентиновна, факультет
Педагогики, коммуникаций и права. Специальность «Психолого
педагогическое образование».
В данной статье рассмотрено определение термина «сопровождение», а
также проведен анализ различных подходов к этапам помощи детям с
особыми потребностями. На основании исследованных источников и
практической работы предложены следующие стадии психолого
педагогического сопровождения детей с проблемами речи: начальный,
диагностический этап, аналитическая работа, коррекционный процесс и
финальный этап.
В последнее время, как на глобальном уровне, так и в нашем обществе, растет
число детей с нарушениями речевого развития. Это явление обусловлено
множеством экологических, социальных и психологических факторов. Проблемы,
с которыми сталкиваются эти дети, часто настолько серьезные, что преодоление
них представляет собой даже непреодолимую задачу. Им свойственно отдаление
от общества, принятие своего положения и преодоление внутреннего
дискомфорта, что впоследствии приводит к трудностям в обучении, социальной
активности, трудоустройстве и создании семьи. В связи с этим вопросы
психолого-педагогического сопровождения становятся крайне важными в их
жизни. Эти дети должны находиться под наблюдением специалистов, которые
обращают внимание на их психологические и физические особенности, а также
потенциальные возможности.
Психолого-педагогическое сопровождение может включать в себя специальные
программы, направленные на развитие речевых навыков через игровые методы,
терапию и занятия с логопедами. Важно учитывать не только речевые нарушения,
но и эмоциональное состояние ребенка, чтобы помочь ему построить уверенность
в себе и социализироваться. Специализированные техники могут значительно
улучшить коммуникацию и взаимодействие с окружающими.
Кроме того, создание комфортной образовательной среды играет ключевую роль
в процессе адаптации детей с нарушениями речевого развития. Учебные
заведения должны быть готовы предоставлять необходимую поддержку, включая
индивидуальные занятия и адаптацию учебного материала. Взаимодействие с
родителями также критически важно, так как они могут стать важными
помощниками в процессе обучения и социализации своего ребенка.
Общество в целом также должно стать более открытым и восприимчивым к таким
детям. Повышение осведомленности о проблемах, с которыми сталкиваются детис речевыми нарушениями, поможет снизить уровень стигматизации. Важно
развивать инклюзивные практики везде — от школ до общественных
мероприятий, чтобы каждый ребенок мог чувствовать себя частью общества и
реализовывать свои возможности.
Такое сопровождение включает в себя множество направлений работы:
диагностику, профилактику отклонений в речевом развитии, коррекцию и
поддержку. Важно, чтобы все участники этого процесса – психологи, педагоги и
родители – действовали согласованно, понимая свои роли и ответственность. Это
взаимодействие позволяет создать единое пространство, в котором ребенок
ощущает поддержку и защиту, что, в свою очередь, способствует его развитию.
Кроме того, значимым аспектом сопровождения является индивидуализация
подходов к каждому ребенку. Учитывая уникальные особенности и потребности
каждого малыша, можно разработать персонализированные программы, которые
будут максимально эффективными. Это требует от специалистов глубоких знаний
и опыта, а также умения налаживать доверительные отношения с детьми и их
семьями.
Сопровождение не ограничивается лишь образовательным процессом, оно также
охватывает влияние на эмоциональное состояние ребенка, его социализацию и
общее развитие. Создание комфортной атмосферы в образовательной среде
позволяет детям не только преодолевать трудности, но и развивать свои
способности, что крайне важно для формирования уверенности в себе и
стремления к успеху.
Каждый из упомянутых авторов подчеркивает важность системного подхода к
сопровождению ребенка, что позволяет учитывать индивидуальные особенности
и потребности каждого ребенка в процессе обучения и развития. М.Р. Битянова,
выделяя три этапа психологического сопровождения, акцентирует внимание на
необходимости создания комфортной и поддерживающей среды, где ребенок
может свободно развивать свои навыки.
Э.М. Александровская, в свою очередь, предлагает более детализированный
подход, который включает пять этапов, начиная от диагностики и анализа
потребностей и заканчивая постоянным мониторингом результатов. Такой подход
позволяет обеспечить максимальную эффективность и адаптированные методы в
работе с детьми.
Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова и М.А. Жданова, выделяя две группы этапов,
подчеркивают важность комплексного сопровождения, охватывающего как
психологическую поддержку, так и практическую помощь в учебном процессе. Эта
модель позволяет интегрировать различные виды поддержки для достижения
наилучших результатов.
А.П. Овчарова, основываясь на практическом опыте, разработала свои этапы
сопровождения, которые в первую очередь ориентированы на детей с речевыми
нарушениями. Эти этапы включают диагностику уровня речевого развития,
разработку индивидуальной программы коррекции и взаимодействие с
родителями, что способствует улучшению речевых навыков детей в условиях
массового образовательного учреждения.
Первый этап – этап подготовки. Административная группа службы совместно с
руководством учреждения создает необходимые нормативные, юридические,
экономические, материально-технические, научные и социально-психологическиеусловия для организации процесса сопровождения. Специалисты, занимающиеся
сопровождением, определяют требуемые диагностические инструменты,
учитывая их методологические подходы, комплексность и объем работ. Они
разрабатывают график и план проведения диагностики. Родителей детей
информируют о целях, задачах и механизмах сопровождения в образовательном
процессе. Также осуществляется консультация с педагогическим составом.
Второй этап — это психолого-педагогическая диагностика. Он включает в себя
первичную психологическую оценку детей с речевыми трудностями, которая
послужит основой для дальнейшей педагогической диагностики.
В процессе психологической диагностики решаются такие задачи, как: выявление
особенностей психического развития; определение нарушений и их природы, а
также соотношение первичных и вторичных отклонений; анализ сильных сторон в
развитии; оценка проблем и возможностей в семейной среде. Для этого
используются различные методы, включая психолого-педагогическое
тестирование детей с речевыми расстройствами и беседы.
Результаты психологической диагностики заключаются в определении структуры
и степени речевых нарушений, а также в создании прогноза речевого развития на
основе выявленных отклонений и ресурсов для его улучшения.
В рамках педагогической диагностики ставятся задачи: оценка уровня развития
ребенка в контексте его реального возраста, определение особенностей развития
и выявление проявлений нарушений на основании собранных данных.
Используются методы педагогического тестирования, анкетирование родителей,
наблюдение за ребенком и первичная формулировка диагностической задачи для
углубленного анализа. На этом этапе специалисты фиксируют проблемы в
здоровье, развитии и обучении ребенка, а также его потенциальные возможности.
При необходимости проводится дополнительное медицинское обследование.
Диагностика может осуществляться через наблюдение и анализ имеющейся
документации.
Третий этап является аналитическим. Он включает в себя анализ собранных
данных и совместное выявление специалистами причин возникновения проблем,
а также их классификацию. Выявление этих причин может происходить через
изучение документации и результаты психолого-педагогической диагностики,
которая позволяет определить уровень развития ребенка, его речевые навыки, а
также выявить детей с заметными отклонениями в речевом и общем развитии,
нуждающихся в дальнейшей проверке. Важным элементом является проведение
индивидуальных или групповых бесед как с детьми, так и с их родителями, с
целью обсуждения различных ситуаций. При этом необходимо акцентировать
внимание на причинах, которые выявляются в ходе психолого-педагогического
обследования. На основе анализа определяется, какая помощь и поддержка
необходимы. В результате аналитической стадии формулируются выводы и
рекомендации.
Четвертый этап – коррекционный, на котором проводится работа по устранению
выявленных проблем. Применяются специализированные методики,
ориентированные на улучшение речи и познавательных функций, таких как
внимание, память, наглядно-образное мышление и прочее. Для устранения
факторов, приводящих к акустической дисграфии, необходимо развивать
фонематическое восприятие. В случае артикуляционно-акустической дисграфииведется целенаправленная работа, направленная на исправление недостатков
произношения и коррекцию фонематического восприятия. При оптической
дисграфии применяются такие развивающие упражнения, как овладение
понятиями «правый» и «левый», изучение пространственных отношений, работа с
геометрическими фигурами, выполнение заданий с изображениями,
идентификация объектов по контурам и деталям. Система предложенных
упражнений способствует ликвидации предпосылок для развития дисграфии.
Пятый этап является заключительным. В ходе этого этапа при необходимости
осуществляется консультация для родителей и детей, проводится повторное
обследование, анализируется новый опыт, который дети приобрели, и
возникающие между ними взаимоотношения. Делаются выводы на основе
обобщения полученных данных и их систематизации. На этом основании в план
работы специалистов вносятся необходимые изменения, а также
разрабатываются организационно-содержательные научно-методические
рекомендации по сопровождению детей с нарушениями речевого развития.
Все стадии являются условными и могут изменяться в зависимости от степени и
типа речевого нарушения. Переход к следующей стадии, который следует за
предыдущей, не имеет ясного временного интервала и возможен только при
условии, что ребенок достиг промежуточных результатов. Без этих результатов
невозможно достичь целей психолого-педагогической поддержки.
Важно отметить, что каждая стадия требует индивидуального подхода и
коррекции методов работы в зависимости от особенностей ребенка. Например,
некоторые дети могут быстро достигать промежуточных результатов благодаря
мотивирующим факторам, таким как игры или совместные занятия с родителями.
В то время как другие могут нуждаться в более длительной поддержке и
постепенном введении новых задач, что требует повышенного внимания со
стороны специалистов.
Кроме того, взаимодействие с родителями играет ключевую роль на всех этапах.
Их активное участие и желание помогать ребенку могут значительно ускорить
процесс перехода от одной стадии к другой. Психолого-педагогическая поддержка
должна учитывать и состояние эмоционального фона ребенка, ведь уверенность в
своих силах и отсутствие страха перед неудачами являются важными условиями
для успеха.
Важно помнить, что любое речевое нарушение индивидуально, и подходы,
которые работают для одного ребенка, могут оказаться неэффективными для
другого. Поэтому регулярный мониторинг и корректировка методов работы
должны стать частью стратегии поддержки на всех стадиях развития речевых
навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская Э. М. и др . Психологическое сопровождение
школьников: Учебное пособие для студентов высшего педагогического
учебного заведения. Под ред. Э. М. Кокуркиной,
Н. К. Куренковой . М.: Академия. 2002. 208 с.2. Бардиер Г., Розман Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение
естественного
развития младших школьников. Кишенев ; СПб ; Дорваль: Соц. коммерческий
филиал « Человек», 1993. 90 с.
3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьев Е. И., Васильев Н. А. Работа
психолога в начальной школе. М.: Совершенство , 1998. 352 с.
4. Шипицина Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение
развития ребенка: Пособие для учителей и дефектологов. Под ред. Л. М.
Шипициной. М.: Гуманитарный издательский центр « Владос », 2003. 528 с

All Right Reserved © 2014 «Бригантина» — Международное движение конкурсов для детей и педагогов